“CINEFEX” 2011 N27

МАСТЕРСТВО ГРИМЁРА

Художник по гриму играет важную, а зачастую ключевую роль, когда речь идет о создании фантастического образа героя. Вот, например, Хеллбой в исполнении Рона Перлмана, он получился таким запоминающимся благодаря таланту и харизме актера или многочисленной команде гримеров, которая собственно и превратила лицедея в красного демона? По меньшей мере, заслуги актера и гримеров в приведенном нами примере равнозначны. В Голливуде дизайнеров и художников по гриму ценят и уважают. Имена Джека Пирса, Стена Уинстона и Рика Бейкера хорошо известны всем профессионалам. А Уинстон и Бейкер даже удостоились чести стать обладателями именной звезды на аллее Славы в Голливуде. Что и говорить, за океаном грим – это целая отрасль киноиндустрии. И спрос на работу художников по пластическому, то есть объемному гриму, с приходом цифровых технологий, не только не падает, а наоборот растет. Дело в том, что синтез CGI техник и практических эффектов дает наилучший результат. Этот тезис неоднократно доказан самыми известными кинопроектами, такими как трилогия «Пираты Карибского моря», «Темный рыцарь», «Человек-волк» и многими другими.

Пётр Горшенин
Пётр Горшенин

А как обстоят дела с гримом в России? Чтобы прояснить ситуацию мы отправились в московскую студию «Fx Design Group Int», которая принимала участие в создании нескольких десятков фильмов, среди которых «Особо опасен», «Морфий», «Азирис Нуна», «Дневной дозор» и еще не вышедший «Вий». На наши вопросы согласился ответить художественный руководитель компании Пётр Горшенин.

CINEFEX: Насколько в вашей работе важен удачный кастинг, чтобы образ создаваемый при помощи пластического грима получился?

Пётр Горшенин: Кастинг для пластического грима является очень важной составляющей, и достаточно часто режиссеры-постановщики упускают этот момент, потому что подбирают исполнителей исходя исключительно из их актерских данных. В нашем случае необходимо, чтобы художник по пластическому гриму принимал участие в подборе актеров. Поскольку еще одна составляющая сложного грима заключается в исследовании антропологических особенностей: формы черепа, посадки глаз, структуры кожи и вообще всего атласа лица. Сейчас поясню, какие могут быть подводные камни в этом вопросе, если рассматривать 100% сложный пластический грим, при котором остаются нетронутыми только глаза и какая-то часть ушей, а все остальное покрывается тончайшими пластическими деталями. В этом случае важно, чтобы посадка глаз при нанесении грима совпадала с дизайном персонажа, который воплощается. Еще очень важно добиваться возможности делать пробы грима на пленку, если фильм на нее снимается. При этом тестовая запись должна проводиться в том же освещении, которое будет выставлено во время съемок мизансцен на площадке. Что-то можно и нужно исправлять на этапе подготовки, но форму черепа или посадку глаз изменить невозможно, поэтому при определенных ракурсах персонаж может выглядеть непохожим на оригинальный дизайн, к воплощению которого следует стремиться. Таким образом, пробы грима и участие художника в выборе актера важны для определения возможных трудностей.

CINEFEX: Разработка и изготовление грима представляет собой сложный процесс, требующий тщательной подготовки. Есть ли у вас необходимое время в условиях российского кинопроизводства?

Пётр Горшенин: Зачастую продюсеры и режиссеры не слишком хорошо разбираются в нашей кухне и ситуации, когда подготовительный период на разработку грима сокращается, время от времени возникают. В этих случаях важно донести до продюсера мысль, что сложность творческой задачи должна быть соизмерима трудозатратам. Тогда грим получится действительно качественным и от этого выиграют все, в том числе и зритель, ради которого создается кино. Если художник по гриму не стоит на своем, а идет на поводу и второпях поступается какими-то технологическими нюансами, чтобы успеть, то на выходе может быть не качественный результат. Если говорить о нашей студии, то мы постоянно боремся, выбиваем себе необходимое время, аргументируя и давая понять, что грим создается не за две минуты. Некоторые вещи требуют шести месяцев, что-то четырех и т.п.

пластический грим и спецэффекты

CINEFEX: Какие новые технологии или материалы за последние годы появились в вашем ремесле?

Пётр Горшенин: Сейчас как в Голливуде, так и в Европе особенной популярностью пользуются разнообразные силиконы, которые пришли на смену вспененному латексу, являвшемуся стандартом для индустрии пластического грима семь-десять лет назад. Также постепенно из обращения выходит желатин. На данный момент именно силикон удовлетворяет всем требованиям по прозрачности, похожести на кожу и гипоалергенности. Считаю этот материал лучшим в настоящее время. Также положительным моментом стал процесс разгимировки. Силикон в отличие от вспененного латекса легко снимается за 15-20 минут. При работе с прежними материалами на это уходило до нескольких часов.

CINEFEX: Насколько я понимаю, все материалы приходится покупать за рубежом.

Пётр Горшенин: Это так. К сожалению, в нашей стране производство силиконов находится на низком уровне. Есть какие-то компании, но только они производят технические силиконы, которые не подходят для художественного грима и не предназначены для нанесения на кожу человека. На Западе выпускают силикон на любой вкус и под разные задачи. В основном материалы покупаем в США и Великобритании.

CINEFEX: У вашей студии завидная фильмография, но какой из проектов для вас как художника по гриму оказался наиболее сложным по объему и задачам?

Пётр Горшенин: Все фильмы были по-своему интересными и сложными. Они как дети, поэтому сложно выделить особенный. Можно попробовать сравнить по физической трудоемкости и кропотливости подготовительной работы. К таким бы фильмам я отнес «Утомленные солнцем 2» и еще не вышедший «Вий», в котором много фантастических персонажей. Также следует выделить «Особо опасен» и «Дозоры» Бекмамбетова. Отдельно отмечу, что в своей работе мы всегда стараемся сохранить самобытность, чтобы получаемые персонажи избежали сходства с голливудскими. Бесспорно, заокеанские художники достигли заоблачных высот в области создания запоминающихся образов, мы их очень за это ценим и уважаем, но догонять, перегонять, а уж тем более копировать не собираемся. Делаем максимум возможного, чтобы наши персонажи имели собственное лицо и при этом были выполнены на самом высоком международном уровне.

CINEFEX: А какие направления грима все же наиболее востребованы российским кино?

Пётр Горшенин:Сейчас снимается много военных фильмов, поэтому в основном приходится создавать неприятные глазу вещи – тела, оторванные конечности, рваные раны и т.д. Но бывают и другие заказы, когда появляется возможность работать над характерами. Например, для картины «12» помимо муляжей для военных эпизодов мы подготовили грим для всех актеров, сидевших за столом.

CINEFEX: А есть ли у вас и вашей студии фильм-мечта, в создании которого вы бы хотели принять участие как художники по гриму?

Пётр Горшенин: Очень интересный вопрос. Скорее всего, это мультижанровый фильм, где есть место экшену, мелодраме и мистике. В таком фильме должны быть интересные как реальные, так и фантастические персонажи. Пожалуй, над таким фильмом нам бы хотелось поработать больше всего.

пластический грим и спецэффектыпластический грим и спецэффекты

CINEFEX: Где вы находите специалистов по гриму?

Пётр Горшенин: К сожалению, в России сейчас не обучают этой профессии из-за ее узкой специализации. Мы сами работаем над решением этой проблемы. К примеру, недавно проводили семинар в Москве, чтобы понять, насколько профессия гримера может быть интересна аудитории. Чем будет больше специалистов, тем лучше. Конкуренция способствует росту качества. Что касается художников студии FX Design Group, то это талантливые ребята, которые работают со мной с первого дня основания компании. Их пример доказывает, что потребуется не менее 3-5 лет, чтобы стать специалистом высокого уровня, так как следует разбираться во многих аспектах науки и творчества. Наука в нашем деле не случайна, потому что та же аниматроника требует определенных знаний в области физики, кинематики и сопротивлений материалов. Тот же пластический грим предъявляет требования по знанию химии. Помимо этого следует разбираться в анатомии и понимать фундаментальные основы кинопроизводства, чтобы разговаривать с представителями других департаментов на одном языке. В общем, список довольно длинный.

CINEFEX: Какие фильмы вам нравятся в плане дизайна и воплощения грима?

Пётр Горшенин:Если рассматривать отдельно пластический грим, то я бы выделил две составляющие: креативную и трудозатраты. Если говорить о креативе, то мне нравится все, что делает Рик Бейкер («Люди в черном», «Человек-волк», «Планета обезьян»). Что касается трудозатрат, то выделил бы «Хищник» и «Нечто». Эти фильмы до сих пор смотрибельны в отличие от многих, которые гремели в 80-е, а теперь не вызывают ничего кроме неловкой улыбки. Из относительно свежих фильмов отметил бы «Клик: с пультом по жизни», грим, для персонажей которого создавал опять же Рик Бейкер. Для этого фильма он использовал силиконовые гели наполнители, с которыми мы так же работаем.

пластический грим и спецэффекты

CINEFEX: Поделитесь рецептом искусственной крови?

Пётр Горшенин: Многие художники по пластическому гриму используют свои собственные рецепты, но некоторые покупают готовые решения. В продаже за рубежом есть достаточное количество марок, которые устраивают по колористике. Рецептов и ингредиентов – масса. Я бы порекомендовал брать не химические, а пищевые ингредиенты, от которых меньше вреда и проще отстирывается одежда.

Константин Мееров

оригинальная статья

VK
Telegram
WhatsApp
Email

© FX DESIGN GROUP INT. 2020

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ГРИМ / АНИМАТРОНИЧЕСКИЕ МУЛЯЖИ / СПЕЦЭФФЕКТЫ / FXDG